Автономная некоммерческая организация «Дальневосточный институт содействия общественному развитию» (АНО ДВИСОР)
  D0TaeDmW0AEPhu   tgm   YT1
pechenuksp@mail.ru
nat200162@yandex.ru
 
Тел.: 8-914-202-01-68
      8-914-540-52-39
  D0TaeDmW0AEPhu   tgm   YT

sonko


Этапы становления ресурсного центра

Проекты, направленные на ресурсную поддержку СОНКО - поставщиков социальных услуг:

  1. Связанные одной целью (поддержан Правительством Хабаровского края);
  2. Ресурсный центр "Со-действие" (поддержан Правительством Хабаровского края);
  3. Со-действие в развитии (поддержан Правительством Хабаровского края).
  4. С 2020 года АНО ДВИСОР входит в Альянс "Серебряный возраст" в качестве ресурсного центра для некоммерческих организаций, работающих с людьми старшего поколения.

Завершается реализация проекта «Со-действие»

Завершается реализация проекта «Со-действие», поддержанного Правительством Хабаровского края. Проект был направлен на оказание информационной, консультационной, юридической, методической помощи некоммерческим организациям – поставщикам социальных услуг. Профильный ресурсный центр, созданный два года назад на базе автономной некоммерческой организации «Дальневосточный институт содействия общественному развитию» мы назвали также: «Со-действие», вкладывая в это название два смысла: 1) содействие – как помощь, поддержка; 2) со-действие – как совместное действие, взаимодействие.

 

Осмысливая два года работы, мы пытаемся сами себе ответить на вопросы:

  • справились ли мы с возложенной на нас и нами же самими взваленной на себя задачей;
  • нужен ли подобный – профильный – ресурсный центр в крае: и самим некоммерческим организациям – поставщикам услуг, и Правительству края, которое два года оказывало финансовую поддержку ресурсному центру?

Настроение первого года работы можно определить словом «надежда»: надежда на то, что общими усилиями мы сможем создать более благоприятные условия для действующих поставщиков услуг и для привлечения новых.

Первый год был связан с погружением в ситуацию, с осмыслением тех трудностей, которые испытывают негосударственные поставщики услуг. Наша организация сама таким поставщиком не являлась, поэтому, с одной стороны, мы были не совсем в теме, и это затрудняло начало деятельности. С другой стороны, такой отстраненный, а стало быть, более объективный взгляд на ситуацию был полезен.

В течение этого же – первого – года был проведен ряд семинаров и круглых столов для СО НКО – поставщиков услуг.

Понимая свою миссию как посредничество между министерством социальной защиты населения и некоммерческими организациями, мы по факту чаще оказывались в позиции защитников СОНКО во многих спорных ситуациях, возникавших между ними и министерством.

Настроение второго года можно определить «приспособились» (это про СОНКО) и «отрезвление» (это про ресурсный центр).

Про «приспособились»: у всех некоммерческих поставщиков услуг разные ситуации, разные объемы финансирования, разная степень поддержки министерства социальной защиты. Поэтому говорить о какой-то общей ситуации не приходится. Правда, вызывает беспокойство то, что некоторые организации приостанавливают свою деятельность в качестве поставщиков услуг. Они по-прежнему значатся в реестре министерства социальной защиты населения, что создает иллюзию благополучия, но по факту как поставщики услуг не работают. Другие помогают своим целевым группам (эта помощь аналогична тому, что предусматривается в качестве услуг), но делают это за счет грантов и пожертвований, а к министерству за компенсацией даже не обращаются. Третьи оказывают услуги гораздо меньшему количеству получателей, чем могли бы, т.к. выделенные им лимиты не позволяют увеличивать объем услуг ввиду их специфичности, например, тяжести заболевания и необходимости индивидуальной работы с каждым получателем услуг.

При этом, мы осознаем, что и сами некоммерческие организации проявляют разную степень добросовестности и ответственности. Именно поэтому в иске «Реальной помощи» к министерству социальной защиты ресурсный центр активно поддерживал эту организацию, а в иске самого министерства к другому поставщику, где имела место подделка документов, НКО подобной поддержки не получила.

Про наше отрезвление: стало понятно, что быстро ничего не изменится, если изменится вообще; что источник административных барьеров не в злой воле какого-то чиновника, а в той нормативной базе, которая создана и регулирует эту сферу. При этом, система работает примерно так: некоммерческие организации испытывают определенные трудности (например, избыточная отчетность, неполная компенсация затрат, жесткие ограничения в отношении того, на что может быть эта компенсация израсходована и т.п.). Объясняя неизбежность и непреодолимость этих трудностей, министерство ссылается на нормативный документ, им же самим разработанный. Круг замыкается.

В связи с этим, основной акцент в работе ресурсного центра был сделан на то, чтобы содействовать оптимизации нормативно-правовой базы, регулирующей участие СОНКО в оказании услуг. Для этого – знакомство с аналогичными документами других регионов, их анализ и сопоставление с нашими – краевыми. Внесение соответствующих предложений в министерство социальной защиты и в правовой департамент Правительства края. Встречи с представителями министерства для обсуждения необходимых изменений. Иными словами, работа приобрела не столько консультационный характер, сколько аналитический. Жаль только, что в одну из таких последних встреч из уст представителей министерства прозвучало: «Пишите. Будем рассматривать». Да ведь писали же уже. И именно об этом. И не раз. Но, вода камень точит.

Подводя итог… Так хотелось бы отрапортовать: административных барьеров нет, для СОНКО созданы оптимальные условия деятельности в качестве поставщиков услуг; новые организации готовы вступать в реестр и становиться поставщиками! Но, увы, ситуация пока далека от этого.

Что же из этого следует? Означает ли сказанное, что подобный ресурсный центр не нужен некоммерческим организациям? По высказываниям тех организаций, с которыми мы плотно работаем, нет, не означает. Например, одно из высказываний: когда мы – поставщики – собираемся все вместе, нам трудно договориться, т.к. у нас разные ситуации и разные интересы. Это мешает слышать друг друга. Ресурсный центр необходим как выразитель общих интересов, способный без лишних эмоций и частностей доносить эти интересы до власти.

Справились ли мы с задачей, принятой на себя? Отчасти да. Но сама задача в процессе деятельности переосмысливалась и трансформировалась.

Нужен ли подобный ресурсный центр? Одним организациям безусловно да. Тому свидетельство приеденное выше высказывание. Другим нет – тому свидетельство письмо от организации в ответ на наши предложения об изменениях в нормативные документы (дословно): «Все, что вы делаете бесполезно, ваша организация по сравнению с министерством как муха и слон. Лучше не наводите смуту. Пусть будет как есть».

Нужен ли подобный ресурсный центр Правительству Хабаровского края, сказать трудно. Возможно, стоит дифференцировать подходы к деятельности разных ресурсных центров и к оценке их работы. Возможно, стоит подумать, все ли и всегда ли ресурсные центры могут и должны работать в режиме проекта, стремясь к заранее определенным количественным показателям. Тема критериев для их оценки не так давно обсуждалась на общественном совете комитета по внутренней политике. Но, как оказалось, обсуждавшие не имеют представления о том, что такое ресурсные центры в некоммерческом секторе. Поэтому вопрос открытый.

Печать E-mail

pochta@anodvisor-khv.ru

anodvisor@onlyomail.com

8-914-202-01-68

8-914-540-52-39